Forex публикации: Статьи



[04.03.05]

Путь финансиста и аналитика Ангаса – его настоящее имя Лоуренс Ли Бейзли – был предопределен с самого рождения. Он родился в феврале 1893 г. в семье с прочными банковскими традициями, что, в конечном счете, и привело его на биржу. Успешный биржевой делец Ангас стал известным ученым-исследователем.

От статистики до причин и следствий Ангас получил разностороннее образование. Он учился в Англии и Франции, получил степень магистра искусств в Оксфорде. В начале I Мировой войны в составе Британского корпуса служил во Франции и Италии, стал почетным кавалером боевых орденов Франции и Британии.

После войны Ангас активно занялся банковским делом, прикупил паи в одной из брокерских контор Лондона, стал своим человеком в Сити. Вскоре Ангас увлекся изучением циклических явлений в деловой активности. Больше всего его заинтересовало, что спады и подъемы во многих областях не только взаимосвязаны, но и чередуются с завидным постоянством, что при внимательном исследовании фактов могло привести к практическим финансовым результатам. Придавая этому большое значение, Ангас провел скрупулезный анализ доступных в ту пору статистических данных о разных сторонах деловой жизни Лондона. Он исследовал спады и подъемы деловой активности, изменения прибыльности компаний и даже колебания числа обитателей лондонских трущоб. К 1925 году Ангас систематизировал изученные причинно-следственные связи в деловом цикле. А это, в свою очередь, привело его к пониманию того, как различные фазы бизнес-цикла  влияют на генерацию прибылей компаний и формируют биржевые цены на их акции. С этого времени Ангас стал публиковать прогнозы биржевых цен.

Успешный биржевой делец Ангас постепенно приобрел черты ученого-исследователя. В своей получившей широкую известность фундаментальной и новаторской книге «Investment for Appreciation» («Инвестиции для роста») Ангас объяснил своим последователям, что для успеха в инвестировании необходимо прежде всего «экономическое знание и мысленный прогноз перспектив».

Так же, как и Чарльз Доу, Ангас утверждал, что существуют три строго определенных типа тенденции рынка, которые, накладываясь друг на друга, могут существовать одновременно:

– зрелые, или циклические, тенденции, которые длятся от двух и более лет;

– средние, или промежуточные, существующие от двух и более месяцев;

– краткосрочные, или незначительные, тенденции, которых хватает только на пару недель.

Ангас обнаружил, что законченный бизнес-цикл длится от 5 до 11 лет и имеет 5 стадий, или фаз: воз-рождение, процветание, бум, следующий за ним кредитный кризис, далее разрушение и депрессия.

По Ангасу, во время фазы возрождения первыми вырастают в цене акции отраслей потребительских товаров, поскольку компании, производящие эти товары, первыми увеличивают свои доходы. Ценные бумаги компаний, производящих товары народного потребления, продовольствие, пассажирские перевозки и табак, менее всего зависят от колебаний бизнес-цикла.  Далее в очереди на подъем следуют акции так называемых «показательных отраслей», чьи продажи отражают колебания бизнес-цикла. Сюда входят: производство бумаги, химическая промышленность, железные дороги, кораблестроение, кабельные и телеграфные компании, а также газеты, которые зависят от рекламных поступлений.  Ангас полагал, что наибольшая прибыль может быть сделана при покупке акций, максимально зависящих от фазы делового цикла.  Это те индустрии, где спрос умирает во время спада и возрождается после резкого падения. Их можно разделить на три группы: отрасль сырьевых материалов; строительная промышленность и машиностроение; индустрия предметов роскоши.

Конкретно Ангас предлагает в начале фазы возрождения покупать акции компаний из отраслей с отложенным или замещенным на период спада спросом: машины (и все что связано с двигателями), железнодорожное оборудование, эксклюзивные товары и одежда.

Перспективные отрасли Это те индустрии, которые «экономические обстоятельства подталкивают к быстрому росту». В 1936 году Ангас отнес к таковым следующие: «дизельные двигатели, искусственный шелк, авиация, пивные жестяные банки, автобусные компании, телевидение, финансирование покупок в рассрочку, изготовление полуфабрикатов, производство алкоголя, некоторые сплавы металла, холодильник и т.д.».

Он добавляет: «Если вы сумеете выбрать лучшие компании в этих отраслях, то ваши шансы на исключительно высокие доходы неизмеримо возрастают». Как показала история, вышеперечисленные отрасли действительно стали отраслями зрелого роста, а некоторые акции поднялись необычайно.

К быстрорастущим вспомогательным Ангас относил те отрасли, поставки которых будут обеспечивать бум в перспективных отраслях.

С высоким уровнем заемного капитала По Ангасу, компании с высоким уровнем заемного капитала «чрезвычайно страдают во время падения, но чрезвычайно вырастают во время следующего за депрессией бума».

К индустрии с высокой долей фиксированных накладных расходов Ангас относит, например, отели и газеты. Эти отрасли могут продавать больше товаров без необходимости увеличения цены на свою продукцию.

Инфляционные акции Когда инфляция растет, некоторые отрасли получают большие преимущества. Сюда относятся отрасли, использующие залоги дорогостоящих объектов для привлечения ресурсов.

Вертикальные объединения, охватывающие всю производственную цепочку от сырья до готовых изделий, могут значительно увеличить свои доходы, следовательно, цены на их акции после резкого падения должны вырасти.

Их нужно сторониться Ангас предупреждает инвесторов избегать отраслей, которые:

– политически опасны, что может быть обусловлено переменами в государственном регулировании (современный пример – «дело ЮКОСа» и положение всего российского фондового рынка в первой половине 2004 года).

Когда продавать акции?

По Ангасу, существует шесть причин для продажи акций.

1. Лидеры роста. Продавайте акции, чья цена выросла в 30 или более раз, и те, у которых мало шансов сделать больше 5% в следующем году.

2. Высокая волатильность. Продавайте акции, которые широко колеблются, если они выросли намного быстрее, чем рынок в целом, или же значительно опередили средний рост своего сектора.

3. Тонкий рынок акций с низкой ликвидностью. Продавайте неликвидные акции сразу после того, как они сильно выросли. Иначе потом их будет трудно продать. К тому же любой маленький сброс акций на тонком рынке может привести к большому убытку.

4. Акции, купленные для краткосрочной игры на промежуточной тенденции. Продавайте такие акции при первых намеках на изменение тенденции.

5. Акции, купленные на заемные деньги (кстати, такой совет говорит о том, что Ангас был консервативным инвестором и отрицал использование маржи).

6. Акции, которые плохо себя ведут. К ним можно отнести те акции, которые не показывали нормальный рост во время предшествующего подъема.

Типы инвесторов и качества Ангас утверждал, что успешному инвестору необходима ясная картина сочетания кратко-срочных и долговременных факторов, способных повлиять на цены акций. Он считал, что необходимо помогать инвестору в его поиске дополнительных доходов, описывал ловушки, избегать которые жизненно необходимо, предлагал систему торговли, включая способы защиты от непредвиденных потерь, правила ограничения убытков и фиксации прибыли. Ангас выделял три разных типа инвесторов, исходя из их подхода к рынку.

Озабоченные сохранением капитала Инвесторы, озабоченные сохранением капитала, верят, что сохранность может быть обеспечена только выбором тех бондов и акций, которые хорошо зарекомендовали себя за последние четыре-пять лет. Ангас считал подобный подход к инвестированию бессмысленным и вредным, а во многих случаях – самоубийственным:

«Этот подход приводит к покупке только тех бондов или широко распространенных акций, чьи не-давние показатели были ожидаемо хорошими. Столь намеренная ультраконсервативность, как правило, означает покупку активов возле высшей точки. Поиски абсолютной безопасности таким образом часто приводят этот класс инвесторов к душераздирающим сериям убытков».

Ангас указывает на то, что ориентация на большую прибыль и крупный прирост капитала, как правило, несовместима с малым размером торгового счета. Подобный подход к торговле ставит инвесторов перед неразрешимым противоречием. Пытаясь выжимать из маленького счета большие прибыли, инвесторы в конечном счете влетают в большие убытки, так как вынуждены принимать в своей торговле избыточные риски.

Ориентированные на прирост капитала Ангас утверждает, что можно жертвовать акциями с более высоким текущим дивидендным доходом ради акций роста, способных в будущем значительно увеличить капитал. На ранних стадиях играющего на повышение рынка определенные отрасли имеют максимальный потенциал, и поэтому создают возможности для более высокого дохода.

– знание простых математических основ, умение просчитать убыток и прибыль торговых систем;

– знание психологии толпы, умение разбираться в людях;

– тщательность анализа и хладнокровное следование правилам, доказавшим свою жизнеспособность.

Лист запретов, или Правила «НЕ»

Одним из великих достижений трейдера Ангаса был его лист «НЕ». Эти правила и сегодня выглядят более чем актуально. 

– Не покупайте в спешке. В противном случае есть о чем пожалеть на следующий день.

– Не покупайте, когда вы взволнованы. Возможно, вы заразились от толпы.

– Не покупайте, если есть сомнения, подождите.

– Не имейте чувств, только при-чины.

– Никогда не сожалейте, что не купили.

– Никогда не входите в рынок без изучения его внутреннего технического состояния.

– Не покупайте акцию, не посмотрев на ее индивидуальный график: а) за последние пять лет (по месяцам); б) за последние 15 недель (по дням или неделям).  – Не доверяйте чужим советам и рекомендациям.

– Ненормально высоких доходов остерегайтесь. Они могут означать опасность, известную только руководителям компаний.

– Не пытайтесь ухватить маленькие прибыли и не цепляйтесь за свои убытки.

– Никогда не давайте больше 15% прибыли уйти в убыток.  – Продавайте и сожалейте! Думайте, что вы не правы в трех случаях из десяти. И всегда ожидайте, что пропустите лучшие цены.

– Не бойтесь быть вне рынка.  Предчувствовать пропуск много-численных повышений является «правильным положением ума для рационального инвестора».

– Не верьте своему оптимизму. Доверяйте своему пессимизму. 

– Не переторговывайте, особенно на переломах тенденции. Если акция обманывает вас, накажите ее продажей. Придерживайтесь малых количеств. Будьте консервативны.

– Следите за своими пустяковыми акциями более тщательно, чем за лидерами.

– Не истощайте покупательную силу. Старайтесь иметь наличный резерв.

– Преуспевайте, следуя правилам, а не исключениям.

– Не боритесь со своим брокером, всегда прощайте его.

– Не покупайте, когда мир полон надежды, а продавайте. Покупайте, когда ваши собственные нервы издерганы.

– Не спекулируйте, если не мо-жете следовать твердым правилам.

Ангас уже в 1936 г. использовал торговые каналы для определения тренда и расчета импульса акций. Он утверждал, что «графики говорят вам, когда действовать, но не почему действовать; поскольку расчет времени часто так же важен, как и выбор акции, графики очень полезны». Он открывает очень важные моменты.

1. Графики говорят вам, когда покупать и когда продавать – в зависимости от цикла и промежуточных тенденций.

2. Они всегда предлагают, что именно покупать. Но покупки не должны быть сделаны, пока тренд не является подходящим с экономической точки зрения.

3. Графики полезны для расчета точек, на которые стоит размещать ордера.

4. Они всегда подсказывают, как далеко может пойти ценовой раз-мах.

5. Для промежуточного и краткосрочного трейдинга они намного более достоверны, чем экономическая наука.

6. В циклическом трейдинга они более надежны, чем экономическая наука.

7.&n