Forex публикации: Статьи



[19.03.05]

Почему это интересно?

С приходом весны 2000 г. российский фондовый рынок наконец начал вновь подавать признаки жизни. Появились и первые ласточки из-за границы - самые отчаянные из иностранных инвесторов. Соответственно, вновь приобретает актуальность проблема юридических рамок деятельности нерезидентов на российском фондовом рынке.

Но есть и еще одна сторона это-го вопроса. Российские бизнесмены и раньше склонны были хранить свои сбережения за пределами страны, а теперь, наученные горьким опытом финансового кризиса, и подавно. При необходимости инвестирования их в России это делается от лица иностранной компании. Кроме того, в силу некоторых характерных особенностей налогового и валютного законодательства России (рассматриваемых ниже), российским фондовым операторам часто бывает выгодно действовать на рынке от имени не своего, а своей оффшорной компании.

Поэтому такая, казалось бы, специальная тема, как деятельность нерезидентов на российском фондовом рынке, оказывается интересной значительно более широкому кругу лиц, чем можно было бы предположить.

Налоговый статус Конечно же, важнейшим обстоятельством при планировании операций нерезидента в России является налогообложение. В российском законодательстве этот вопрос в целом решается в соответствии с международными образцами.

Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ № 34 от 16 июня 1995 г. существуют два возможных и притом радикально отличающихся на-логовых статуса нерезидента, получающего доход из России:

1) С образованием постоянного представительства. Постоянное представительство - это филиал, отделение, бюро, контора и т.д., через которые осуществляется предпринимательская деятельность компании в России. Однако, даже если никакой конторы и нет, постоянным представительством может быть признано российское юридическое или физическое лицо, если ему даны достаточно широкие полномочия действовать от имени компании (прежде всего на заключение договоров или обсуждение их существенных условий). Постоянное представительство должно быть зарегистрировано в регистрационных и налоговых органах. Оно ежеквартально отчитывается и платит все российские налоги со своих доходов и имущества, то есть существует практически на правах обычной российской компании.

2) Без образования постоянного представительства. Это значит, как правило, что компания получает из России только пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти и т. д. Такие доходы облагаются налогом на доход у источника, то есть налог платит российское лицо, выплачивающее до-ход. Так, налог на дивиденды и проценты составляет 15%, а на роялти - 20%. Однако и некоторые виды активной деятельности также могут не приводить к созданию постоянного представительства (например, в соответствии с международными налоговыми договорами, кратко-срочное строительство или некоторые виды подготовительной деятельности); в этом случае доходы также облагаются налогом у источника (20%). Ставка налога у источника может быть снижена, если у России с данной страной существует налоговый договор.

Заметим, что постановка на налоговый учет и налоговая отчетность требуются не только при наличии постоянного представительства, но и вообще при наличии активной деятельности (даже если впоследствии будет признано, что она не образует постоянного представительства).

Естественно, для операций на российском рынке нерезиденту желательно иметь счета в России. По российскому законодательству существует несколько различных видов счетов нерезидентов. Валютные счета для них открываются и функционируют практически без ограничений. А вот рублевые счета существенно различаются по своему ре-жиму. Важнейшими видами рублевых счетов нерезидентов являются счет типа "Т" (текущий) и счет типа "И" (инвестиционный). Подробнее режим этих счетов мы рассмотрим ниже. Здесь же отметим, что при открытии счета типа "Т" в российском банке требуется наличие постоянного представительства и постановка нерезидента на налоговый учет, а вот при открытии валютного счета или счета типа "И" - не требуется. В этом случае в на-логовую инспекцию по месту нахождения банка подается лишь уведомление об открытии счета.

Основным обстоятельством, определяющим текущую налоговую ситуацию в интересующей нас сфере, является следующее. В соответствии с действующим законодательством, если работа нерезидента на российском фондовом рынке производится через брокера, дилера или другого независимого агента, действующего в рамках своей обычной деятельности, то постоянное представительство не образуется. Здесь "в рамках обычной деятельности" понимается как "в рамках своей лицензии", то есть так, как описано в соответствующих положениях ФКЦБ. Сравнивая действующие ставки налога на прибыль, который взимается при работе через постоянное представительство, и налогов у источника, применимых в случае работы через брокера, видим, что последний вариант значительно выгоднее для нерезидента. Поэтому именно он в основ-ном и используется.

Таким образом, если иностранная компания открывает в России лишь счета типа "И" и валютный, а операции ведет через брокера, то ей не нужно вставать на налоговый учет и подавать налоговую отчетность. Максимум, чего может потребовать налоговая инспекция - это договор с брокером. Этот договор должен быть, конечно, правильно составлен: из него должно быть видно, что брокер не выходит за рамки своей лицензии, а значит, у нерезидента не образуется постоянного представительства. При этом доходы нерезидента подлежат обложению только налогом у источника. Ставки налога у источника варьируются в зависимости от вида дохода. В случае операций на фондовом рынке возможны два вида доходов:

1) Процентный или дивидендный доход по ценным бумагам: налог у источника 15%.

2) Доход от реализации ценных бумаг: налог у источника 20%. В последнем случае налогооблагаемая база исчисляется как разница между ценой покупки и продажи ценных бумаг. При этом цена покупки подтверждается договорами на покупку бумаг или иным образом (свидетельством независимого аудитора и т.д.).

Международные налоговые договоры Как уже упоминалось, налоговая ситуация может оказаться несколько иной, если с той страной, в которой зарегистрирован нерезидент, Россией заключено соглашение об исключении двойного налогообложения. В частности, может быть скорректировано (в "лучшую" сторону) определение постоянного представительства, а, главное, мо-гут быть уменьшены ставки налогов у источника. Поскольку международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством, то применяются именно ставки, указанные в договоре.

В настоящее время действует 44 соглашения России по налогообложению. Все они более или менее похожи друг на друга и в целом следуют положениям типового до-говора Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Максимальные ставки налогов у источника на проценты и дивиденды в них обычно указываются явно. Что касается дохода от реализации ценных бумаг, то, поскольку по Гражданскому кодексу РФ ценные бумаги являются движимым имуществом, в договоре следует смотреть статью, относящуюся к реализации такого имущества.

По условиям многих налоговых договоров России и процентный до-ход, полученный в Р., и доход от реализации движимого имущества в РФ, не относящегося к постоянному представительству, не будут облагаться налогом в России (а только в стране постоянного пребывания компании), то есть ставка налога у источника нулевая. Налог у источника на дивиденды чаще всего ненулевой, но ставка его, как правило, ниже обычных 15%. Однако из всех 44 договоров для нас важнейшим является договор с Кипром. Дело здесь в двух обстоятельствах.

1. К чему может привести запрет регистрации оффшорных компаний?

Запретить регистрацию оффшорных компаний невозможно, поскольку правовой базой для их создания является не российское законодательство, а законодательство страны регистрации оффшора. Кроме того, на сегодняшний день 95% оффшоров регистрируется неофициально, что позволяет добиться максимальной конфиденциальности для директоров и акционеров таких компаний.

Альтернативой являются ограничения, усложняющие перечисление средств в пользу компаний-нерезидентов, зарегистрированных в конкретных зонах. Подобная попытка уже была предпринята в феврале 1999 г., когда Указание ЦБ РФ №500-у "Об усилении валютного контроля..." поставило под угрозу экономические реформы последних лет. Стоит лишь напомнить, что всегда есть возможность зарегистрировать зарубежную компанию в стране со льготным налогообложением, которая не будет иметь даже тени оффшорной.

2. Существует ли разница, и если да то в чем она заключается, между зонами, расположенными на территории России и за рубежом?

Российские оффшорные зоны предполагают наличие счетов компаний в основном в российских банках, что не гарантирует сохранность средств, а нестабильность российского рубля обязывает предпринимателей задумываться о хранении активов предприятия в твердых валютах. Налоговые и правовые льготы, предоставляемые зарубежными компаниями, несравнимо более выгодны по сравнению с российскими оффшорами. Законодательная база, предоставляющая налоговые льготы российским оффшорам, может измениться в любой момент вследствие изменения экономической политики государства, т.к. она разработана на уровне субъектов Федерации, а иногда даже на уровне органов местного самоуправления (Калининград, Углич).

Во-первых, договор с Кипром весьма выгоден. Впрочем, предыдущий договор от 1982 года, заключенный еще с СССР и унаследованный Россией, был еще выгоднее, в частности, все налоги у источника были равны нулю. Недавно он был пересмотрен с целью исключения наиболее одиозных льгот, и с 1 Января 2000 г. применяется новый до-говор, но и он совсем не плох. Правда, в нем предусмотрен налог на дивиденды (5% или 10%, в зависимости от вклада в уставный капитал), но остальные налоги у источника по-прежнему нулевые. Кроме того, в договоре сделана попытка (довольно робкая) ограничить его применимость к оффшорным компаниям, в частности, введены понятия "особых отношений" между компаниями и "ассоциированных предприятий", но механизма определения "ассоциированности" у на-логовых органов не существует, а потому реальных последствий у этих положений пока нет.

Во-вторых, что еще более важно, из всех 44 стран, с которыми Россия имеет налоговые соглашения, только Кипр является оффшорной зоной, то есть допускает возможность налогообложения своих компаний по льготной ставке, равной 4.25%. Что существенно, на эти компании налоговое соглашение распространяется в той же мере, что и на "обычные" налогооблагаемые кипрские компании. В любой же другой стране, выведя доход от операций на российском рынке из-под российского налогообложения, нерезидент немедленно попадает под налогообложение этого дохода у себя дома, причем ставки в большинстве стран вполне сопоставимы с российскими. (Заметим, что и в некоторых других "договорных" странах существуют "льготные" компании оффшорного типа, но использование преимуществ налоговых договоров для таких "льготных" компаний по большей части затруднено или невозможно в силу раз-личных причин).

Что касается практического применения в России налогового соглашения в отношении налога у источника, то здесь существует два механизма. Во-первых, возврат: если налог у источника уже был уплачен российской фирмой-плательщиком дохода, то, по заявлению нерезидента, излишне уплаченный налог может быть ему государством возвращен. Во-вторых, предварительное освобождение: нерезидент заранее подает в налоговые органы заявление об освобождении его будущих предполагаемых доходов. В этом случае российский контрагент не удерживает налог у источника при выплате дохода нерезиденту (или удерживает по пониженной ставке, в зависимости от того, что сказано в налоговом договоре).

Конечно же, второй вариант во всех отношениях предпочтительнее. Однако, до недавнего времени, к операциям с ценными бумагами на-логовой службой не применялось предварительное освобождение на том основании, что они не являются пасси