Forex публикации: Статьи



[23.06.05]

03 (53) 2004 Каждое государство во все времена стремилось укрепить свою значимость и уникальность различными путями. Самый простой из них – выпуск денег, которые являются не только инструментом товарно-денежных отношений, но и символом самого государства. Все без исключения страны стремятся отобразить на банкнотах что-то особенное, присущее только им.

Оригинальная идея или крамола?

На рупиях Сейшельских островов изображен знаменитый гигантский орех коко-де-мер – национальное достояние страны, на венесуэльском боливаре – борец за независимость стран Латинской Америки Симон Боливар, на шиллингах Танзании – африканский трубкозуб, на гватемальском кетсале – одноименная птичка, обитающая в стране и символизирующая любовь к свободе. Список можно продолжать бесконечно...

Традиции меняются, а прибыль становится основополагающей ценностью для многих. Бизнес все чаще затрагивает атрибуты государств, к которым можно отнести и дензнаки. Простая истина «реклама – двигатель торговли» находит все новые подтверждения. Компании ищут и находят оригинальные места для размещения информации о товаре или услуге. Пожалуй, все места, где в принципе возможна реклама, вдоль и поперек изучены маркетологами. Только на денежных знаках да на государственной символике предприимчивые рекламодатели не могли позволить себе размещать рекламу. Относительно символики сказать пока ничего нельзя, а вот рекламу на деньгах увидеть уже можно.

В начале года в США объявили о новой вехе рекламной индустрии – крупные корпорации добились от Казначейства права размещать рекламу с помощью специальных наклеек (стикеров) непосредственно на долларах.

Причем Америка не стала «первопроходцем» – в минувшем году Армения выпустила банкноты в 5 тыс. драм, где на защитной полосе и голограмме широко красуется аббревиатура AMD – название одной из крупнейших компаний, производящих процессоры для компьютеров.

Пример заразителен Пример, как говорится, заразителен. И вот уже российский Гознак, похоже, планирует разместить рекламу на рублевых купюрах и монетах. По крайней мере, маркетинговое исследование, цель которого выяснить, как отнесутся россияне к тому, чтобы рубли в их кошельках пестрели наклейками с рекламой различных компаний, было проведено в конце прошлого года. Рекламные компании и специалисты-маркетологи от подобной возможности – в полном восторге. Идея-то и оригинальна, и нова. Кроме того, такую рекламу потребитель не выбросит и не уничтожит.

Разрешение на расклейку стикеров в любом случае должен дать Центральный банк РФ. Пока же можно только предполагать, какие компании будут фигурировать на купюрах – скорее всего, крупные брэнды. Потребителю в принципе все равно, расплачивается он десяткой с наклейкой Mars или сотней со стикером жевательной резинки Orbit.

Действительно, почему бы и нет? Ведь на рублевой купюре хватит места для логотипа и рекламного слогана любой торговой марки. Интересно, сколько площади на банкноте можно отдать под рекламу – 10%, 20% или 50%? К примеру, на откуп рекламодателям можно предоставить одну из сторон купюры. Доходы от этой операции шли бы непосредственно в казну государства, которое может неплохо заработать. Следует только выработать программу введения «рекламных» денег. Тарифная сетка должна привязываться к нескольким параметрам - площади, занимаемой рекламным изображением, тиражу выпускаемых денег, сроку действия купюр, их номиналу и другим.

Патриоты бьют в набат, а рекламисты уже думают об использовании государственной символики: герба, флага, гимна. Перспективы подобной рекламы весьма широки, а для государства весьма выгодны экономически. Для многих компаний рекламное состязание давно уже стало основным содержанием их деятельности и даже самоцелью, следовательно, за возможность стать эксклюзивным брэндом на государственной символике они заплатят рекордные для рынка деньги.

В свое время небольшое тихоокеанское островное государство Тувалу, чей домен в Интернете записывается как tv, продало право на это имя телевизионной корпорации DOTtv за $50 млн. Это лишь один пример, когда название страны может быть использовано как место для размещения рекламной информации.

Валютная конкуренция С другой стороны, сегодня и сами деньги нуждаются в рекламе. Кому, спросит обыватель, может понадобиться рекламировать дензнаки? Как показывает практика, реклама денег важна, в первую очередь, для самых ходовых валют: доллара и евро.

Деньги – тоже своего рода товар. Чем больше людей и компаний используют в качестве расчетных средств или средств накопления ту или иную валюту, тем для страны лучше. Конкуренция приводит к тому, что американские и европейские денежные власти наперебой рекламируют свои валюты в качестве финансового продукта.

Все дело в механизме эмиссии денег. К примеру, Федеральная резервная система Соединенных Штатов эмитирует доллары для Казначейства США, в обмен получая от него облигации американского федерального правительства. Казначейство, в свою очередь, за счет этих денег финансирует дефицит федерального бюджета, стимулирует экономический рост. В случае значительного увеличения долларовой массы это может в любой момент негативно повлиять на товарные рынки или на курс американской валюты. Для Америки крайне важно, чтобы доллар был популярен за пределами США, чтобы население других государств отказывалось от своей валюты в пользу доллара. Пока доллары, используемые за границей, не возвращаются в США, они не представляют угрозы для американской финансовой системы.

С евро несколько иная ситуация. Европейской валюте с первых же месяцев было необходимо упрочить свои позиции на финансовых рынках мира, и это ей удалось благодаря мощной рекламной кампании, начатой еще до введения наличного евро. Основная кампания под лозунгом «Евро – наши деньги» проходила в странах Евросоюза, но широкая работа по продвижению нового «брэнда» велась и по всему миру.

Американская валюта, которая в последнее время оказалась на вторых ролях, взяла своеобразный пиар-реванш при демонстрации новой 20-долларовой банкноты, введенной в обращение в прошлом году. Министерство финансов США потратило более $55 млн., заплатив агентствам DavieBrown Entertainment и William Morris Agency за рекламную кампанию. В результате «двадцатки» стали и участниками популярных программ на телевидении и радио, и рекламой на упаковках печенья и хлеба. Слоган, придуманный рекламистами, – «Надежнее, элегантнее и безопаснее» – призывал использовать новые банкноты во всех странах мира.

Виталий Потехин Материал предоставлен :